Новости

img
ср, 12/20/2023 - 15:50

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

В нашей республике ведется системная работа по созданию условий и возможностей для инклюзивного образования студентов в системе непрерывного образования, в том числе и в высших учебных заведениях. В частности, в настоящее время в Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои  обучаются 58 студентов-инвалидов, а также работают научные исследователи и преподаватели-инвалиды. До сегодняшнего дня учёными и исследователями университета  подготовлено 14 наименований аудиопродукции, состоящей из аудиокниг-копий учебной литературы, как «История узбекского языка», «Общее языкознание», «Лингвистика текста», «Социолингвистика», «Психолингвистика», «Современный узбекский литературный язык», «Фонетика», «Лексикология», «Синтаксис», «История узбекского языка» в рамках государственного  грантового проекта «Создание аудиокниг по предметам языкознания для слабовидящих учащихся»; аудиокниг - методических указаний по написанию магистерской диссертации, лингвистических диссертаций, монографий и статей; методические указания по написанию курсовых работ по профильным дисциплинам в виде аудиокниг.
Готовая продукция  предоставлена читателям крупных государственных библиотек Республик Узбекистан и Каракалпакстан, Организациям средне специального и высшего образования, Обществу слепых Узбекистана, пользователям  Информационно-ресурсных центров слепых через портал «ZiyoNet» и Telegram-каналы. Сегодня в университете открылась  научно-практическая лаборатория «Инклюзивное образование» в целях дальнейшего расширения возможностей самостоятельного использования учебной и научной литературы и современных средств массовой информации для учащихся и студентов с особыми образовательными потребностями путем создания продуктов инклюзивного образования. В этом отношении основное внимание уделяется расширению базы данных, предназначенных для интегративной системы образования, подготовке проектов по созданию учебной и научной литературы и специальных компьютерных программ, их реализации, установлению связей сотрудничества с опытными специалистами в республике и зарубежных странах. На церемонии открытия лаборатории эксперты, выступавшие на научном семинаре «Инклюзивное образование в системе непрерывного образования: проблемы и пути решения», остановились на проблемах и результатах, достигнутых в этом направлении. Они дали практические предложения по их решению. На семинаре были заслушаны лекции о возможностях инклюзивного образования в системе высшего образования,  о необходимости научно-практической лаборатории «Инклюзивное образование» в образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями, а также  о проблемах проведения научных исследований на основе инклюзивного образования. В ходе обсуждений были высказаны предложения и замечания по вопросам инклюзивного образования, методического обеспечения и подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных школах.В дальнейшем результатами деятельности научно-практической лаборатории «Инклюзивное образование» станет системное внедрение научных и творческих подходов и аналитических методов, связанных с обеспечением интегративных образовательных ресурсов, расширение сферы исследований в этом направлении с помощью инновационных технологий.